Масштабы теневой экономики в России
Примерно такой был у меня доклад на сегодня, к 2 часам ночи я его доделал. В связи с серьёзными проблемами (за неделю-полторы мне, возможно, придётся найти организацию для прохождения практики) я переполнен тревогой и решил примерно описать всё изученное в общих чертах.
Точная тема — Доля теневой экономики в ВВП РФ с 1992 года. Хм, кажется, стоит углубиться в некоторые детали, чтобы было чуточку понятнее, о чём речь.
Показатель «ВВП» включает в себя стоимость всех произведённых в стране товаров и услуг. Покупка еды в общепите учитывается в ВВП, а вот приготовление еды дома не учитывается в ВВП (учтётся покупка продуктов, если Вы их не вырастили сами, труд приготовления дома как бы бесплатен).
Теневая экономика — общий термин, который включает в себя многое. Более того, в зависимости от литературы, под термином «теневая экономика» могут подразумеваться разные вещи.
Хотя нам дали одно наиболее общепринятое в России деление теневой экономики, я нашёл такое же по сути, но, кажется, более структурированное деление в одной международной работе.
Доход от производства товаров и услуг делится на доход от производства ЛЕГАЛЬНЫХ товаров/услуг и НЕЛЕГАЛЬНЫХ. Последние по международным методикам относят к теневой экономике, но, насколько я понял, Росстат и другие российские ведомства всё это незаконное (наркотики, проституция, например) в принципе никак не учитывают в составе «теневой экономики» и поэтому цифры того же Росфинмониторинга окажутся значительно ниже цифр МВФ годом ранее. В наших понятиях это чёрная экономика.
Среди ЛЕГАЛЬНЫХ товаров и услуг выделяется созданное ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ и НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ производителями. Последнее, кстати, уголовно наказуемо, но если это «безобидная» предпринимательская деятельность без регистрации, то можно отделаться штрафом в лучшем случае (но уголовным). Товары/услуги НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ производителей относятся в наших понятиях к серой экономике.
Среди ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ производств доход может быть ЗАЯВЛЕННЫМ и НЕЗАЯВЛЕННЫМ. Последний вместе с коррупционным доходом относят к беловоротничковому сектору теневой экономики.
В схеме той работы доход от производства ЛЕГАЛЬНЫХ товаров/услуг ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ производств ЗАЯВЛЕННЫЙ относится к наблюдаемой экономике, а все остальные ответвления к ненаблюдаемой. Мне показалось, наглядно.
Перейдём к цифрам. Преподаватель наша считает МВФ политизированной организацией и предпочитает данные Банка Реконструкции и Развития (Всемирный Банк), я же и до прочтения книги «Новая исповедь экономического убийцы» с подозрением относился вообще ко всем, а уж после прочтения… В общем, до 2015 приведены оценки Международного Валютного Фонда. Когда речь о проценте ВВП, подразумевается, что теневая экономика не входит в показатель ВВП (если я не прав, можете поправить, но, кажется, по методике МВФ это так, да и по логике тоже).
В 1991 доля теневой экономики России оценивалась в ~40% ВВП, в 1992 (из-за того, что многое можно стало, а Россия вступила в МВФ) снизилась почти до 30%, но уже через год превысила показатель 1991 года и в 1997 близилась к половине ВВП. С 1998 по 2008 наблюдалось устойчивое падение объёмов теневой экономики относительно ВВП России, до 32,6% в 2008 году. Далее по годам
2008 — 32,6%
2009 — 36,79%
2010 — 33,7%
2011 — 32,03%
2012 — 31,88%
2013 — 32,21%
2014 — 31,04%
2015 — 33,72%
После 2015 года я не сумел найти совсем никаких исходящих от МВФ упоминаний о том, сколько процентов ВВП России занимает теневая экономика.
Но нашёл данные от Росфинмониторинга (это слово скоро будет у меня Вьетнамские флешбеки вызывать), он в отличие от Росстата учитывает серый импорт, но, кажется, не учитывает чёрную экономику совсем.
2016 — 17,06%
2017 — 20,02%
2018 — 18,77%
2019 — 19,98%
2020 — 20,54%
2021 — 28,26%
Начиная с 2022 я не находил никаких данных (да, Росстат не смотрел, потому что его использовал в работе по той же теме другой человек). Один прогноз из 2017 года предполагал, что в 2025 теневая экономика в России будет почти 40% ВВП.
Есть такой нюанс:
Чтобы теневой экономики не было, нужно либо всё национализировать, либо всё легализовать с минимальными налогами.
В первом случае теневая экономика будет минимальна (но будет), поскольку вся реальная экономика в руках регулятора, во втором случае теневая экономика будет минимальная, поскольку вести деятельность легально безопаснее (если налоги минимальные и почти вся деятельность легальна — не от чего в тень уходить).
Сейчас совокупность факторов (21% ставка рефинансирования, повышение части налогов, меры по возвращению и «прощению» офшоров, тяжёлый санкционный режим, личная статистика и т.д.) приводят меня к мысли о том, что в последние 3 месяца теневая экономика по методике МВФ превышала 40% ВВП. Но было бы неплохо, чтоб МВФ сами провели исследование, я лучше посплю. Интересно, как МВФ в этой доли учитывала бы «Теневой флот», если существуют оценки доли теневой экономики в ВВП РФ после 2015 от МВФ, я бы на них посмотрел, но я прямо совсем не нашёл.
Ну и да, теневая экономика имеет в том числе и положительные стороны, помогает пережить кризисы, так, в тяжёлый период часть легального капитала может перетечь в теневой сектор, а после прохождения «дна» вернуться обратно в наблюдаемую экономику. Хотя отсутствие налогов вредит государству, сохранение бизнеса в будущем может принести пользу.
Однако лично я предпочитаю национализацию как минимум самых крупнейших экономических субъектов, так надёжнее как будто бы, если выбор стоит между национализацией и абсолютно свободным рынком. Спокойной ночи ![]()
@zvezdochetia @shuro Если национализировать предприятие, у кого будет мотивация его деятельность организовывать и модернизировать, а также сохранять его конкурентоспособность? Кто поплатится своими охуиллиардами если управленческие решения будут приняты посредственные?