Fwd from Гусь Василий под тополем:
Одним из главных обещаний Трампа была "реиндустриализация" Америки. Вокруг этой цели были готовы объединяться самые разные силы: технобро - от Лаки до самого Маска, одновременно с могучей американской нефтянкой, которой нужно найти спрос на свои гигантские мощности добычи сланцевого газа; элиты как "Ржавого пояса", так и быстро растущего "Солнечного пояса"; изоляционисты, которые хотят разорвать связи с Китаем и вернуть рабочие места, и неоконы, опасающиеся зависимости от Китая. Список можно продолжать. Возвращение промышленности было одной из главных заявленных целей таможенных пошлин.
Больше всего Трампа на втором сроке волнуют автопром и электроника. Он публично заявлял, что хочет уменьшить ввоз немецких авто, и возмущался тем, что в Японии "не ездит ни один американский автомобиль". На импортные авто вводились разнообразные пошлины. Пошлины вводились и на импорт электроники, всё новые ограничения блокировали доступ китайцев к современным фотолитографическим машинам, а внутренние американские производители электроники получают разнообразные субсидии и льготы. Последнее неудивительно: Трамп считает, что создание ИИ более значимо, чем создание интернета, от него зависит будущее мира. Конечно, он не хочет, чтобы американские разработчики находились в зависимости от импортного железа.
Байден, предшественник Трампа, тоже проводил политику реиндустриализации. И у него в фокусе внимания тоже были автопром и электроника (ну и ещё зелёная энергетика, к которой Трамп настроен враждебно). Один только "Закон о чипах" от 2022 года предусматривал субсидии в $52 млрд долларов для микропроцессорной промышленности (именно промышленности - не разработки дизайна чипов). Заводы, на которые выделялись деньги, должны были начать выдавать первую продукцию в 2025 году. А на китайские электромобили в сентябре 2024 года были введены заградительные 100% пошлины - тоже в рамках защиты отечественных производителей.
Что имеем в итоге? С ноября 2024 по ноябрь 2025 года занятость в американской промышленности сократилась на 0,6% - в то время как в целом в экономике занятость выросла. Но давайте посмотрим на отраслевой разрез. Выросла занятость в производстве металлов и химикатов. Тут всё просто. В металлургии и химпроме было много простаивающих мощностей (такие мощности есть почти в любой отрасли почти любой страны почти в любое время). Высокие пошлины позволили эти мощности запустить - благо такие продукты, как сталь или серная кислота, не особо меняются десятилетиями, в отличие от электроники, которая быстро устаревает. В итоге цены на алюминий внутри США, например, вдвое больше, чем в остальном мире.
Естественно, не на такой успех надеялись реиндустриализаторы. Они хотели бы не запуска старых сырьевых производств с безумными ценами, а создания новых, высокотехнологичных предприятий. И здесь всё плохо. Несмотря на огромные субсидии для производителей чипов, несмотря на ИИ-бум, несмотря на новые ограничения по импорту оборудования для китайских производителей, несмотря на конские инвестиции многотриллионных американских корпораций в дата-центры - несмотря на всё это, занятость в электронике (computers) снизилась почти на 2%. В этой отрасли и так занято всего около миллиона американцев; в Китае, для сравнения, двенадцать миллионов.
Автопром чувствует себя не лучше - минус 1,5%. В октябре, после нескольких лет тяжёлой борьбы, наконец обанкротился крупнейший производитель запчастей First Brands, и General Motors вынуждена проводить экстренные совещания, чтобы найти альтернативных поставщиков.
В целом производство сложных товаров (machinery, transport equipment, computers), на которое приходится примерно треть общей занятости в промышленности, стремительно теряет работников. Именно эти три отрасли ответственны за три четверти от общего падения занятости в промышленности.
Пока реиндустриализации Америки не видно. Ни субсидии, ни пошлины не могут запустить рост даже в тех отраслях, на стимулирование которых они направлены.