В ФРГ признали экстремистской правую пропутинскую партию "Альтернатива для Германии". Это не означает запрет партии. Но разговоры о том, надо ли такую партию запрещать, активизировались.
Я не знаток германского законодательства, и вообще не юрист. Оценивать юридическую корректность возможного запрета не могу. Для меня важен другой вопрос: а что делать со сторонниками партии?
Этих сторонников много. На недавних выборах АдГ набрала почти 22%, сейчас её рейтинги даже выше, в районе 25%. Да, в Германии после нацизма принцип "у них много сторонников, поэтому запрещать их недемократично" не работает. Слишком большую цену заплатила Германия (и не только она) за следование этому принципу в начале 1930-х.
Логично. Нельзя слишком любезничать с теми, кто сам с тобой любезничать не собирается.
Но всё-таки, если говорить не о запрете, а о людях.
Что делать со сторонниками партии, если саму партию запретят? Людей же запретить нельзя. И они никуда не денутся. Партия существовать перестанет, но люди-то - нет. И их многие миллионы.
А вот об этом в Германии, и в целом в Европе, никто особо не думает. Вернее, европейский истеблишмент старается не думать об этом. Потому что придумать ничего не может.
В Германии подъём АдГ. Во Франции подъём партии Ле Пен. В Британии подъём партии Фараджа (она, кстати, буквально в эти дни очень убедительно выступила на местных выборах).
И само по себе это - очень важный сигнал. Сигнал о том, что традиционные партии больше не выражают интересов существенных частей общества.
Что означает такой сигнал? Что новые партии, предлагающие новые ответы, возникать будут всё равно.
Так демократия устроена: если есть политический запрос - на него будет дан политический ответ.
Запрос, как и люди, никуда не денется, если какую-то партию запретить.
А раз он никуда не денется - появится другая партия, предлагающая ответ на этот запрос. И тоже начнёт набирать популярность.
Для изрядной части жителей стран Европы главные запросы сейчас - это:
- решение проблемы мигрантов,
- прекращение застоя в экономике,
- избавление от удушающей бюрократии.
И на эти запросы нельзя отвечать лекциями об изменениях климата и пользе мультикультурализма. Нельзя потому, что не услышат. Слушать не будут. Изрядной части европейского общества такие лекции до смерти надоели.
Поэтому вариантов развития событий всего два:
1. Либо нынешний европейский истеблишмент очнётся от летаргии и сформирует неэкстремистские политические силы, сконцентрированные именно на перечисленных запросах,
2. Либо такие силы возникнут стихийно, и в конце концов станут приходить к власти, сметая нынешний европейский истеблишмент.